Груз ответственности

  • Рубрика записи:Новости

Технические специальности остаются на первых позициях среди вакансий. Не интересно? Еще как интересно. Крановщик, например, без преувеличения – одна из самых романтичных профессий.

В числе первых

Для Жана КАСЕНОВА, кра­новщика из Рудного, голубое небо, украшенное ажуром бе­лых облаков, словно декорация. Кабина – авансцена. А закули­сье – теплушка. Мы застали «коду» – когда плиты, под ко­торыми проходит тепловая ар­терия Рудного, уже укладывали в грузовик: коммунальщики все отремонтировали в срок, нужно было привести в порядок терри­торию.

Кран, похожий на жирафа, с именем «Ивановец», планомер­но поднимал и опускал серые плиты. Изредка строители ме­няли нагрузку. Крановщик да­вал какие-то короткие коман­ды, и его коллеги тут же цепля­ли крюки на железной паутине иначе. «Зачем?» – спросили мы у бригадира. Тот пояснил: «Что­бы кран не повело. Математика и зоркий глаз и в нашем деле очень важны».

На предприятии Рудненских тепловых сетей горячая пора. Во всех смыслах. Жан Касенов – один из самых уважаемых работников. Недавно получил грамоту «За добросовестный труд» за подписью акима Кос­танайской области. Потому что готов, как говорится, и в огонь, и в воду. Когда случились по­жары в Аулиекольском районе, Жан Какимжанович на своем автокране выехал туда в числе первых.

«У Касенова техника всегда в рабочем состоянии, нет ника­ких проблем, – хвалит нашего героя бывший директор ТЭЦ, экс-аким Рудного, вице-прези­дент АО «ССГПО» Анатолий Зуев. – И всегда безотказный. Притом что среди водителей элита – это автокрановщики. При любой аварии он согласен выехать. И выезжает, и помога­ет, и работу делает на отлично!»

Приходить на помощь

Машинистом автомобильно­го крана наш герой работает с 1994 года. Причем не менял ме­сто работы. Одно и то же пред­приятие – ТОО «Рудненские те­пловые сети». Почему остается верен? Ведь такие профи боль­ше могут зарабатывать. Да, со­гласен Касенов, денег можно и больше наживать, но…: «Когда я сюда устроился, меня сразу стали направлять в «горячие точки» – на аварии, порывы. Честно признаюсь, испытываю от этого большой драйв! При­ходить на помощь мне в удо­вольствие. Кстати, я до сих пор, несмотря на возраст, мечтаю прыгнуть с парашютом».
 
Хотя с небом «общается» Жан Какимжанович каждый рабо­чий день. И то самое ощуще­ние полета, благодаря своему железному другу, испытыва­ет постоянно. Романтик. В эту профессию, как рассказал наш герой, его привела судьба. В 1987 году он приехал в Рудный после окончания школы из сов­хоза Кировский Узункольского района, где родился и вырос. А в городе горняков жил его стар­ший брат, который посовето­вал: мол, крановщики работа­ют мало, зато много зарабаты­вают – иди в эту профессию. На самом деле оказалось все дале­ко не так. Тем не менее полю­бил свою работу. И даже в 90-е годы, когда с зарплатами было очень-очень плохо, интерес к профессии не остывал.
 
«Работа так мне понрави­лась, что захватила целиком, – вспоминает профи со стажем. – Постоянное общение с людь­ми, передвижение по разным районам города и области. Ты постоянно нужен кому-то, а во­стребованность в любой сфере дорогого стоит. Но самое глав­ное – мне повезло с коллекти­вом. Отличные ребята! Кто се­годня может так сказать?! А я могу».

Важными качествами в сво­ей профессии мужчина счита­ет кругозор. В прямом смысле – умение видеть пространство чуть ли не на все 360 градусов. А также нужно быстро прини­мать решение. Лишний подни­маемый краном килограмм мо­жет создать риск для безопасно­сти. Причем это нужно опреде­лять чуть ли не на первых сан­тиметрах подъема, чувствовать вес, словно автокран – это твоя рука.

Есть надежда

Почему молодежь сегодня не тянется к техническим спе­циальностям? Профессия кра­новщика малопопулярна? Жан Касенов уверен, что проблема не только в оплате труда. Пред­ставители нового поколения не хотят брать на себя ответствен­ность. А она большая – и за себя, и за стропальщиков, мастеров, за всю бригаду. У нашего героя есть только один кандидат, ко­торый сможет его заменить по­сле выхода на пенсию: «Сейчас натаскиваю парня в практике. В целом желающих сесть за руль автокрана все меньше и меньше. Как-то раз попросили знакомые научить молодого человека всем тонкостям моей профессии. На­учил. Он на отлично сдал все экзамены, практику и… пошел в вуз за высшим инженерным образованием».
 
Выход из ситуации Жан Ка­кимжанович видит в наставни­честве. Пока есть крановщики- профи, нужно к ним прикре­плять на практику перспектив­ных студентов училищ. Первые последним могут не только на­выки привить, но и любовь к своей профессии передать.
 
«Сегодняшняя молодежь стремится к тому, чтобы было быстро, много и сейчас. Воз­можно, так получается в IT-сфе­ре. Но у нас, коммунальщиков, на первом месте опыт и мастер­ство, – говорит директор ТОО «Рудненские тепловые сети» Арман Жунусов. – Потому как наша работа – самая востребо­ванная в жизнедеятельности любого населенного пункта: вода холодная, горячая, тепло, электричество в каждом доме необходимы. Кто за всем этим стоит? Рабочие люди. И они всегда будут в спросе. Как мо­лодежь привлечь в эти специ­альности? Многое нужно: про­фориентация со школьной ска­мьи, развитие техотделений в колледжах и вузах, которые го­товят таких специалистов, тес­ное сотрудничество учебной сферы с предприятиями, куда бы отправляли студентов на практику с дальнейшим трудо­устройством. Государство по­следние годы активно поддер­живает техническое образова­ние. Так что надежда есть».

Николай СТАДНИЧЕНКО