Технические специальности остаются на первых позициях среди вакансий. Не интересно? Еще как интересно. Крановщик, например, без преувеличения – одна из самых романтичных профессий.
В числе первых
Для Жана КАСЕНОВА, крановщика из Рудного, голубое небо, украшенное ажуром белых облаков, словно декорация. Кабина – авансцена. А закулисье – теплушка. Мы застали «коду» – когда плиты, под которыми проходит тепловая артерия Рудного, уже укладывали в грузовик: коммунальщики все отремонтировали в срок, нужно было привести в порядок территорию.
Кран, похожий на жирафа, с именем «Ивановец», планомерно поднимал и опускал серые плиты. Изредка строители меняли нагрузку. Крановщик давал какие-то короткие команды, и его коллеги тут же цепляли крюки на железной паутине иначе. «Зачем?» – спросили мы у бригадира. Тот пояснил: «Чтобы кран не повело. Математика и зоркий глаз и в нашем деле очень важны».
На предприятии Рудненских тепловых сетей горячая пора. Во всех смыслах. Жан Касенов – один из самых уважаемых работников. Недавно получил грамоту «За добросовестный труд» за подписью акима Костанайской области. Потому что готов, как говорится, и в огонь, и в воду. Когда случились пожары в Аулиекольском районе, Жан Какимжанович на своем автокране выехал туда в числе первых.
«У Касенова техника всегда в рабочем состоянии, нет никаких проблем, – хвалит нашего героя бывший директор ТЭЦ, экс-аким Рудного, вице-президент АО «ССГПО» Анатолий Зуев. – И всегда безотказный. Притом что среди водителей элита – это автокрановщики. При любой аварии он согласен выехать. И выезжает, и помогает, и работу делает на отлично!»
Приходить на помощь
Машинистом автомобильного крана наш герой работает с 1994 года. Причем не менял место работы. Одно и то же предприятие – ТОО «Рудненские тепловые сети». Почему остается верен? Ведь такие профи больше могут зарабатывать. Да, согласен Касенов, денег можно и больше наживать, но…: «Когда я сюда устроился, меня сразу стали направлять в «горячие точки» – на аварии, порывы. Честно признаюсь, испытываю от этого большой драйв! Приходить на помощь мне в удовольствие. Кстати, я до сих пор, несмотря на возраст, мечтаю прыгнуть с парашютом».
Хотя с небом «общается» Жан Какимжанович каждый рабочий день. И то самое ощущение полета, благодаря своему железному другу, испытывает постоянно. Романтик. В эту профессию, как рассказал наш герой, его привела судьба. В 1987 году он приехал в Рудный после окончания школы из совхоза Кировский Узункольского района, где родился и вырос. А в городе горняков жил его старший брат, который посоветовал: мол, крановщики работают мало, зато много зарабатывают – иди в эту профессию. На самом деле оказалось все далеко не так. Тем не менее полюбил свою работу. И даже в 90-е годы, когда с зарплатами было очень-очень плохо, интерес к профессии не остывал.
«Работа так мне понравилась, что захватила целиком, – вспоминает профи со стажем. – Постоянное общение с людьми, передвижение по разным районам города и области. Ты постоянно нужен кому-то, а востребованность в любой сфере дорогого стоит. Но самое главное – мне повезло с коллективом. Отличные ребята! Кто сегодня может так сказать?! А я могу».
Важными качествами в своей профессии мужчина считает кругозор. В прямом смысле – умение видеть пространство чуть ли не на все 360 градусов. А также нужно быстро принимать решение. Лишний поднимаемый краном килограмм может создать риск для безопасности. Причем это нужно определять чуть ли не на первых сантиметрах подъема, чувствовать вес, словно автокран – это твоя рука.
Есть надежда
Почему молодежь сегодня не тянется к техническим специальностям? Профессия крановщика малопопулярна? Жан Касенов уверен, что проблема не только в оплате труда. Представители нового поколения не хотят брать на себя ответственность. А она большая – и за себя, и за стропальщиков, мастеров, за всю бригаду. У нашего героя есть только один кандидат, который сможет его заменить после выхода на пенсию: «Сейчас натаскиваю парня в практике. В целом желающих сесть за руль автокрана все меньше и меньше. Как-то раз попросили знакомые научить молодого человека всем тонкостям моей профессии. Научил. Он на отлично сдал все экзамены, практику и… пошел в вуз за высшим инженерным образованием».
Выход из ситуации Жан Какимжанович видит в наставничестве. Пока есть крановщики- профи, нужно к ним прикреплять на практику перспективных студентов училищ. Первые последним могут не только навыки привить, но и любовь к своей профессии передать.
«Сегодняшняя молодежь стремится к тому, чтобы было быстро, много и сейчас. Возможно, так получается в IT-сфере. Но у нас, коммунальщиков, на первом месте опыт и мастерство, – говорит директор ТОО «Рудненские тепловые сети» Арман Жунусов. – Потому как наша работа – самая востребованная в жизнедеятельности любого населенного пункта: вода холодная, горячая, тепло, электричество в каждом доме необходимы. Кто за всем этим стоит? Рабочие люди. И они всегда будут в спросе. Как молодежь привлечь в эти специальности? Многое нужно: профориентация со школьной скамьи, развитие техотделений в колледжах и вузах, которые готовят таких специалистов, тесное сотрудничество учебной сферы с предприятиями, куда бы отправляли студентов на практику с дальнейшим трудоустройством. Государство последние годы активно поддерживает техническое образование. Так что надежда есть».
Николай СТАДНИЧЕНКО